?

Log in

No account? Create an account
Sagitta
Жизнь в Америке. Школа: организационные моменты. 
2nd-Oct-2016 04:58 pm
Как я уже говорила, организация учебной деятельности в американской школе довольно сильно отличается от российской, поэтому Теме (ну и нам, чего уж там) пришлось долго привыкать, а кое к чему так еще и не привыкли. (Справедливости ради уточню, что речь здесь идет об организации учебы именно в одной конкретной школе одного конкретного округа штата Массачуссетс. Подозреваю, что уже в соседнем округе может быть какая-нибудь своя система.)

Расписание уроков
Здесь нет привычного недельного расписания (“Понедельник: математика, русский, физра, вторник: изо, математика, физика…" и т.д.) Вместо этого есть шестидневный учебный цикл, и расписание уроков на конкретный день зависит от номера дня в цикле. Учебная неделя при этом пятидневная, и праздничные дни тоже в учебный цикл не попадают. Например, позавчерашняя пятница была вторым днем цикла, а в понедельник - Rosh Hashanah, еврейский новый год. В школе официальный выходной, поэтому третьим днем цикла будет вторник.
Общего расписания для класса здесь тоже нет. У каждого студента расписание индивидуальное в зависимости от его потребностей. Например, у Темы есть специфический предмет ELL (english language leaners, английский для тех, кому английский не родной), зато он не посещает обычный английский. Кроме того, Учитывая обстоятельства, мы отказались от иностранного языка, хотя большинство Теминых одногруппников какой-нибудь изучают. Иностранный язык по выбору входит в обязательную программу. В нашей школе можно изучать испанский, китайский, французский и латынь. (Поизучать латынь было бы круто, но мой ребенок как-то не горит желанием ;))

Общего класса, как в России (например, пятый “А”, который всей гурьбой переходит из кабинета в кабинет), тут тоже нет. Есть “команды”. Команда включает в себя конкретных учителей и учеников, но ученики не обязательно оказываются на уроке в одно и то же время. С некоторыми своими со-командниками Тема пересекается на математике, а на музыке или искусстве не пересекается.
Я много слышала, что в американских школах можно выбирать, какие предметы ты хочешь изучать, но, видимо, не в Middle School, т.к. Темино расписание сформировали без нашего участия (только обсудили иностранный язык).

Учебный день

Учебный день длится с восьми утра. Восьми, Карл! А ведь весь прошлый год, топая в школу к девяти, Тема страдал, почему уроки начинаются так рано. (После таких историй я очень настроженно отношусь к нытью и жалобам. У Дорого Мрзд весьма своеобразное чувство юмора.) Четыре дня в неделю детей отпускают в половину третьего дня, по вторникам - в 13.45. Примерно раз в месяц в школе совсем короткий день - детей отпускают в 11.30, а учителя сами идут учиться и повышать квалификацию.

Структура дня примерно такая:
* четыре основных предмета (math, science, social studies, english - они есть в расписании каждый день, хоть и в разном порядке),
* два из пяти дополнительных (physical education, art, music, health&wellness, independent study time),
* в середине дня - extensions.
Не знаю, как перевести последнее слово адекватно, т.к. в русской школе нет ничего похожего. Это перерыв между уроками в середине дня, который тоже состоит из трех блоков: один отводится на ланч, а два других все время заняты чем-то разным. В некоторые дни у Темы в это время дополнительное занятие по английскому, иногда ребята делают домашку. Можно брать доп.занятия. Можно почитать книгу или во что-нибудь тихо поиграть. Можно участвовать в клубах.
(Клубы - это отдельная, очень любопытная тема. Например, можно брать свой ланч и идти обедать к учителю, который в это время читает вслух книгу. Или отправиться играть в настольные игры. Жаль, что Темыч пока ничем не заинтересовался. )
Но обязательно нужно быть под присмотром какого-то учителя - в расписании обычно указан “дефолтный” учитель на сегодняшний день, а если студент хочет провести extension в другом месте (например, поучаствовать в клубе или получить консультацию у другого учителя), нужно заранее выписать пропуск.

Интересно, что независимо от длительности учебного дня, структура дня не меняется. Все учебные предметы, которые запланированы на этот день цикла, пройдут в полном составе, изменяется только длительность. Например, если в обычный день один урок длится 49 минут, то в самый короткий день - 22 минуты.

Привычных нам переменок, когда мальчики носятся как оголтелые и играют в сифу, а девочки чинно прогуливаются по коридору и сплетничают о мальчиках, здесь нет. Вообще! Это вторая головная боль после раннего начала уроков. Перерыв между уроками - три минуты, и пока горит спичка за это время нужно успеть добежать до своего шкафчика, положить материалы прошедшего урока, взять материалы предстоящего случайно рассыпать по полу все содержимое шкафчика, разозлиться, попинать все ногами, подобрать, затолкать кое-как обратно в шкаф и добежать до нужного кабинета. Если ты, товарищ студент, хочешь попить или пописать - это твои личные трудности, и они не должны мешать учебному процессу.

Учебные материалы, канцелярия и все такое
Это еще одна вещь, которая очень сильно отличается от русской школы и доставляет Теме немало проблем. Это третья боль. Третья она только по порядку изложения, а по болезненности бывает и на первом. Знаете, бывают такие дни, когда все валится из рук? Ну так вот, у Темы в плохие дни это происходит в буквальном смысле.
Здесь (по крайней мере, в этой школе) нет тетрадей и учебников. Все работы выполняются на отдельных листах, иногда чистых, иногда - с уже напечатанными заданиями. Потом эти листы подшиваются в толстую папку с кольцами (binder). Туда же отправляются всякие учебно-справочные материалы. По каждому основному предмету свой байндер, и один байдре - общий (для доп.предметов и других материалов). Понятно, что пять огромных толстых папок ни в какой рюкзак не влезут, поэтому здесь принято рюкзаки оставлять в шкафчике, а все, что нужно для урока, носить в руках. И вот периодически у Темы все это хозяйство падает. Один раз у него развалилась вся папка (сломалось одно кольцо): раскрылась и распалась на отдельные листы, и Темычу пришлось ползать по полу, собирая все обратно. Для полноты картины напомню, что это трехминутный перерыв между уроками, то есть толпы детей несутся по коридору в разные стороны - никто не хочет опоздать. Американские школьники, судя по всему, к системе с папками уже привыкли, а мы все еще пытаемся найти хорошее решение.

На физкультуру здесь никто не переодевается - ребята предпочитают прямо в школу приходить в одежде, пригодной к беготне в спортивном зале. Учителя не настаивают на какой-то особой форме, главное, чтобы было удобно бегать. Единственное, что они требуют - спортивные кроссовки.
Пока не решила, как к этому отнестись. С одной стороны, ходить во всем потном, конечно, не очень хорошо. С другой - зато минус один стресс. (В питерской школе переодевалка была жутко неудобная, крохотное помещение, в котором переодевались сразу два класса. А так как эти два класса - мальчики подростки, они попутно пинали и задевали друг друга, прятали друг у друга вещи - в общем развлекались во всю нарастающую мощь юношеского тестостерона. Сомнительное удовольствие.)

School counselors
Еще один любопытный элемент американской образовательной системы - это институт counselors. Насколько я поняла, они есть в любом учебном учреждении, не только в школах. В российских школах такой функции нет, так что я не знаю официального перевода. Допустим, куратор. В его задачи входит обеспечить студенту комфортную учебу во всем, что не касается непосредственно школьной программы. С куратором можно обсудить трудности со сверстниками или учителями, буллинг, разные психологические или организационные сложности - в общем, все, что мешает учебе. Иногда они организуют группы, в которых собирают ребят с похожими сложностями или особенностями, чтобы всем вместе искать решение. (Да-да, группа поддержки для LGBT студентов здесь тоже есть.)

Самое близкое понятие из российской действительности - это школьный психолог (ну, если предположить, что он есть и действительно выполняет свои функции, что случается редко), но вообще-то counselor - это нечто среднее между психологом, коучем и социальным работником. Психологического образования у него нет, и столкнувшись с действительно серьезными психологическими сложностями, куратор должен перенаправить ребенка к соответствующему специалисту. Кстати, школьный психолог в нашей местной школе тоже есть, он один. А вот кураторов - много: по одному на каждый класс и еще несколько специализированных (например, для детей, у которых английский не родной).
Мы пока плотно общались с куратором всего один раз - она проводила нам экскурсию по школе, когда мы принесли документы. На днях куратор ELL связалась со мной, чтобы пригласить Тему поучаствовать в группе поддержки для ELL студентов. Правда, Тема приболел и пару дней не ходил в школу, поэтому предложение пока подвисло, но мне самой интересно, что это будет.

Еда
Еду можно оплачивать наличкой, а можно - через специальный аккаунт, который привязан к student ID. Родители периодически пополняют счет, а ребенок расплачивается, просто называя номер своего школьного ID.
Удивительно, но еда вкусная. Я уже привыкла, что в детских учебных заведениях делают все супер-диетическое, но удивительно невкусное, так что мой ребенок давно и накрепко отказался заглядывать в школьную столовую. (И я не настаивала, потому что помню свое детство.) Но здесь после некоторого количества уговоров Темыч решился попробовать и с тех пор исправно обедает в столовой. (Я иногда посматриваю меню на сайте кейтеринговой компании, которая обслуживает школу. Я бы тоже не отказалась так пообедать!)

На сегодня пока все. По плану у меня еще небольшой рассказ про ELL и про всякие эмоциональные моменты - что нравится и что не нравится. Если вас что-то конкретное интересует - спрашивайте! Добавлю в план ;)
Comments 
2nd-Oct-2016 10:17 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо.
Но про байндеры реально тупо. Польза-то хоть какая-то от системы "без тетрадей" есть? 0_0
3rd-Oct-2016 07:25 pm (UTC)
ну, например, учитель может давать любые материалы (учебные и тестовые), а не только те, что в учебнике.
Вторая польза, которая теоретически есть, но я пока не знаю, как ей воспользоваться: можно носить только актуальную часть материалов, а старые материалы хранить дома. Мне уже два человека написали, что они так и делали, когда учились с системой байндеров. Я вот думаю в эту сторону (пока ничего не придумала, т.к. не знаю, какие материалы нужны каждый день, а какие нет).
3rd-Oct-2016 06:58 am (UTC)
читаю с интересом:)
3rd-Oct-2016 07:26 pm (UTC)
спасибо ;)
3rd-Oct-2016 01:33 pm (UTC)
>* в середине дня - extensions.
Внеурочная деятельность. Оно тут тоже есть, но после уроков.

Кстати, у Вички в школе кормят вполне годно в столовке :), по крайней мере выпечка вкусная :)

Edited at 2016-10-03 01:34 pm (UTC)
3rd-Oct-2016 07:28 pm (UTC)
Extensions - это не деятельность, это название периода. Как в российской школе "перемена".
Ланч тоже проходит во время extensions, но это же не внеурочная деятельность, верно?

Выпечка даааа! Она всегда была вкусная. Я помню, однажды, уже будучи взрослой, голосовать сходила только для того, чтобы потом булочку купить ;))
4th-Oct-2016 08:58 am (UTC)
Ну тут "внеурочка" -- это время после уроков. Продлёнка/кружки/обед... :)

> Я помню, однажды, уже будучи взрослой, голосовать сходила только для того, чтобы потом булочку купить ;))
Мы тоже :)
4th-Oct-2016 01:14 pm (UTC)
А, понятно про внеурочку. А у нас в обеих питерских школах так назывались добровольно-принудительные доп.занятия после школы.
3rd-Oct-2016 05:20 pm (UTC)
Светлана, могу поделиться своим замшелым опытом по мотивам иллинойской школы :)

Выборочные предметы, кажется, начинаются не раньше junior high, в high school уже точно огромный выбор, и там своя система - нужно будет внимательно смотреть, что к чему. Но об этом вам наверняка подробно расскажут :)

С байндерами я решала вопросы двумя способами: если материалов было очень много, просто имела два байндера для предмета, один большой, который жил или дома, или в шкафчике (уже не помню точно), там хранился основной массив, и тоненький байндер для текущих бумажек + некоторое количество чистых листов.

Либо имела один "текущий байндер" на все, где были материалы примерно за последнюю неделю плюс чистая бумага. По-моему, я экспериментировала с обеими системами, в итоге прижилась первая.

С удовольствием вас читаю, очень интересно, как вы обживаетесь. Успехов всяческих!
3rd-Oct-2016 07:29 pm (UTC)
Спасибо, Оль! Да, это интересная тема - носить только текущие материалы. Я подумаю в эту сторону. Пока что мне сложно так сделатЬ, потому что мы не знаем, какие материалы нужны каждый день, а какие - точно не понадобятся. Но я понаблюдаю.
3rd-Oct-2016 06:23 pm (UTC)
Спасибо за истории - безумно интересно.
Я почти всегда молчу, но на самом деле читаю.
3rd-Oct-2016 07:30 pm (UTC)
Спасибо! Тебе и всем другим молчаливым читателям в твоем лице ;)
2nd-Nov-2016 10:09 pm (UTC)
А как с болезнями дело? Если вы отсиживаетесь дома, как это надо объяснить?
4th-Nov-2016 01:08 am (UTC)
Да я сама толком не поняла. Если это один-два-три дня, то достаточно записки или звонка от родителей. (Тема так пропустил пару дней, когда болел - я просто звонила по специальной Absence line, говорила, что его не будет. Проблем потом не было, только пришлось домашку досдавать.)
А вот если это надолго - тут не знаю. Видимо, уже нужно справку от врача нести.
This page was loaded Sep 21st 2017, 5:52 am GMT.